Расположение на карте

Координаты: Широта 48.752922 — Долгота 135.645385


Фотографии

Петроглифы Сикачи-Алян

Дата публикации: 08.07.2018 Просмотров: 101


Категория: Каменная резьба


Регион: Хабаровский край


Описание:

Петроглифы Сикачи-Алян

Петроглифы (изображения на камне) Сикачи-Аляна - один  из важнейших культовых объектов Приамурья с древнейших времен, вплоть до наших дней. Ярчайшие образцы древнего наскального творчества в России.

Петроглифы расположены на правом берегу Амура и протоки Малышевской примерно в 60 километрах от города Хабаровска (ниже по течению Амура). Большинство петроглифов сосредоточено на береговой полосе, протяжённостью около 6 километров между сёлами Сикачи-Алян и Малышево, некоторые из них находятся немного ниже села Сикачи-Алян (ниже по течению Амура). Большинство петроглифов выполнены на базальтовых глыбах, некоторые - на скалистом береговом уступе. При повышении уровня воды в Амуре, связанного либо с сезонными колебаниями, либо с особенно дождливым годом, значительная часть базальтовых глыб с петроглифами на долгое время оказывается под водой.

Разные изображения создавались в разные исторические эпохи и, скорее всего, разными этносами. Согласно выводам Алексея Павловича Окладникова, наиболее авторитетного исследователя археологии этого региона, петроглифы Сикачи-Аляна создавались на протяжении следующих 3х периодов:

1. Мезолит, 10-12 тыс. лет назад. В этот период появились некоторые простые по форме изображения животных (лоси, дикие лошади и быки, вероятно, представители древней плейстоценовой для Нижнего Амура фауны) и птиц (птицы похожие на куропатку или глухаря изображены на одной из базальтовых глыб; подобная по стилю кремневая фигурка птицы была найдена при раскопках в этом  же районе Алексеем Павловичем Окладниковым в мезолитическом культурном слое).

2. Неолит, 4-6 тыс. лет назад, а также особая группа сложно орнаментированных петроглифов (лоси и личины), относящихся, вероятно, к II-началу I тысячелетия до н.э. (более 2-3 тыс. лет назад). В неолитический период на Нижнем Амуре формируется высоко  развитая для того времени культура оседлых рыболовов и охотников, в жизни которых первостепенное место занимала сезонная  добыча проходной морской рыбы семейства Лососевых: кеты и горбуши. По берегам Амура находились посёлки из огромных, нередко многочисленных деревянных зимних домов с углубленным в землю  основанием-котлованом (полуземлянки). Характерной чертой этой неолитической культуры являлось своеобразное искусство с особым стилем криволинейных орнаментов: спираль, как основной формообразующий элемент, «амурская плетенка» - сетка из переплетающихся кривых линий. В неолите, а возможно и в позднем мезолите, появились на камнях Сикачи-Аляна антропоморфные личины, вероятно, изображавшие духов, которых почитало население этих мест. Этот стиль характерен как для петроглифов, так и для керамики того времени из этого региона.

3. Раннее средневековье Нижнего Амура, эпоха Мохэ, начало нашей эры - вплоть до VIII века н.э. В изображениях этого периода прослеживается влияние ранних тунгусов – мохэских племен, предков бохайцев  и чжурчженей. Эти изображения во многом связаны по стилю и сюжетам с искусством соседствующих с регионом Нижнего Амура тюркских и, вероятно, монгольских племен Центральной Азии и Сибири (конные воины, сцены охоты, животные). Тем более, что связи племен мохэ со степными племенами подтверждаются археологией, письменными источниками и этнографическими данными.

Для полноты картины следует упомянуть, что другие наскальные изображения с оленеводческой тематикой (не встречающейся среди петроглифов Сикачи-Аляна), относящиеся к периоду раннего средневековья, исследованные А.П. Окладниковым у бывшего стойбища Май в низовьях Амура, наглядно отражают проникновение в другую часть долины Амура (в его нижнем течении) иных тунгусских племен – охотников и оленеводов, пришедших, возможно, из Прибайкалья.

Алексей Павлович Окладников, детально исследовавший петроглифы Нижнего Амура и прилегающих территорий (Сикачи-Алян, Шереметьевское, река Кия (Чёртово Плёсо) отмечает, что в традиционном искусстве современных народов Приамурья сохранился аналогичный неолитическим петроглифам стиль криволинейных орнаментов со спиралью в качестве главного формообразующего элемента при изображении животных, драконов, растительных орнаментов, а также в шаманских или погребальных масках, применявшихся некоторыми шаманами в особых случаях. Аналогии с петроглифами Сикача-Аляна можно найти и в изображениях духов-помощников шаманов (их сэвэнах).

Однако необходимо очень осторожно подходить к вопросу о преемственности неолитического изобразительного искусства Приамурья и изобразительного искусства народов Приамурья, живущих в  этом регионе в последние несколько сотен лет. Особое внимание привлекают в этом плане неолитические личины Сикачи-Аляна. Они, очевидно, создавались народом (или народами), заселявшими этот регион во времена первых миграций людей по общему вектору Запад-Восток, далее на Север и Юг. Некоторые из этих архаичных народов сохранились до наших дней и относятся  к этнологически и лингвистически очень  разнообразной  группе палеоазиатких народов (термин означает только древность и географическое распространение этих народов, но не этническую или лингвистическую общность), фрагментарно распространенных на территории от Чукотки и Аляски, через острова Японии, Юго-Восточную Азию, Новую Гвинею и острова Океании вплоть до Новой Зеландии и Австралии. Скорее всего, именно  в  культурах этих народов следует искать связи с неолитическими  изображениями личин Сикачи-Аляна, представляющими, вероятно, неких духовных сущностей,  которым либо поклонялись, надеясь на их помощь, либо изображали их для охраны этого культового места от непосвященных людей или нежелательных духовных сущностей. Это могли быть изображения умерших предков, пользовавшихся особым авторитетом в племени (вместилища их душ), что аналогично практикам некоторых палеоазиатских народов (а также народов тропической Африки, откуда предки палеоазиатов когда-то мигрировали) делать из черепов умерших предков маски, причем не погребальные, а ритуальные.

несмотря  на схожесть некоторых орнаментов на удэгейских  масках XIX в. (назначение которых до сих пор остается не выясненным) и личинах Сикачи-Аляна, Отдельная часть научного мира не связывает, однако есть мнения что эти личины связаны с шаманской тематикой и есть основания видеть в них истоки шаманских масок народов Приамурья, вопрос о существовании и использовании которых, как предметов установленного традициями культа (общепринятой шаманской практики), а не индивидуальной инициативы (импровизации) отдельных немногочисленных шаманов, остаётся открытым.

Петроглифы Сикачи-Алян находятся в предварительных списках ЮНЕСКО с 2003 года и решения по ним все ещё нет.



Соседние обьекты



Наверх