Расположение на карте

Координаты: Широта 19.693068 — Долгота -98.845952


Археологический комплекс Теутиуакан

Дата публикации: 31.12.2022 Просмотров: 101


Категория: Археологические комплексы


Страна: Мексика


Дополнительная информация:
Sitio Arqueológico de Teotihuacán - Теотиуакан-де-Ариста, 55829 Штат Мехико


Описание:

Археологический комплекс Теутиуакан

Один из крупнейших древних месоамериканских плотнонаселённых городов. На языке Науатль «Теотиуакан» означает: «Город богов» или «Место, где люди становятся богами», - это то особое пространство, где духовное и материальное знание народов Месоамерики породило высочайшее архитектурное, урбанистическое и художественное воплощение. Согласно колониальным источникам, Ацтеки полагали, что Теотиуакан был построен расой гигантов Куйнаметцин, пришедших с неба во время Второго Солнца

Археологический комплекс потрясает своими масштабом и совершенством. Хотя Теотиуакан исследуется учёными уже более ста лет, на сегодняшний день раскопаны только лишь примерно 10% руин на площади около 20 квадратных километров.

Весь комплекс демонстрирует высочайшую степень развития воздвигшей его цивилизации, отражает достижения культуры, которая его задумала и воплотила, оставив нам в качестве материального наследия одни из самых впечатляющих сооружений в мире, таких как Пирамида Солнца (вторая по величине в Мексике), Пирамида Луны, Храм Кецалькоатля, выстроенные вдоль большого проспекта более 2 километров длинной, который в свою очередь назывался «Улица мёртвых» из-за большого количества маленьких пирамид, расположенных вдоль его пути, ошибочно считавшихся первыми археологами мавзолеями-усыпальницами.

В дополнение к впечатляющим пирамидам, в этой археологической зоне находится дворец Кетцальпапалотля и несколько очень хорошо сохранившихся фресок, которые рассказывают о понимании строения мира в культуре Теотиуакана.

Город Теотиуакан был построен по единому плану, с широкими дорогами, объединяющими все районы застройки, и имел эффективную систему водоснабжения и водоотведения. Пирамиды, храмы и дворцы были покрыты штукатуркой и  расписаны красочными фресками. Были общественные и административные здания и различные жилые кварталы.

В городе располагались даже районы, застроенные представителями других культур. Так, в одном месте был обнаружен квартал Майя, с соответствующим типом строений, сильно контрастирующих со стилем самого Теотиуакана. Находки керамики и изделий в этом месте также указывают на то, что в нём проживали люди, пришедшие сюда из региона центрального Юкатана. Характерно и то, что в некоторых из городов Майя, таких как Тикаль, также были обнаружены кварталы в стиле Теотиуакана, представляя собой что-то типа взаимных посольских миссий. Это может говорить нам о тесных политических, культурных и духовных связях двух великих культур.

Оригинальная культура Теотиуакана не оставила никаких известных письменных документов, поэтому нет прямой информации, которая бы повествовала об их обычаях или убеждениях. Даже имена правителей Теотиуакана не известны. Все, что известно о них, на самом деле является умозаключением на основе интерпретации найденных там объектов, а также из других косвенных источников.

Это заметно контрастирует с современной Теотиуакану цивилизацией Майя, история и династии которых хорошо документированы. Майя возвели стелы с надписями, которые прославили своих героев и зафиксировали выдающиеся события в их жизни.

Более того, неизвестно, кем был народ Теотиуакана, какова их этническая принадлежность и даже то, как они сами себя называли, поскольку на самом деле именно Ацтеки (Мешика) дали городу имя «Теотиуакан» когда они его обнаружили, и которое на языке Науатль означает «город богов» или «место, где были созданы боги». Ацтеки дали такое название под воздействием того изумления, которое у них породили руины древнего города. Затем, в дальнейшем, и его древние обитатели стали называться Теотиуаканцами.

Когда Ацтеки прибыли с севера на центральное нагорье Мексики в первой половине 14-го века, они обнаружили, что город уже давно заброшен и остались только покрытые многометровой толщей песка и пыли развалины. К тому времени прошло много веков с тех пор, как Теотиуакиан был окончательно покинут в районе 7го века н.э, и жители его исчезли, оставив великолепный город с его храмами навсегда. Здесь наблюдается сильное сходство с городами Майя, которые в IX веке также были покинуты своими обитателями.

И это одна из множества загадок этого древнего города - почему жители покинули его? Куда все делись?

По словам экспертов, история Теотиуакана начинается около 600 г. до н.э., когда некоторые из небольших сельскохозяйственных поселений Центральной долины Мексики начали специализироваться на производстве различных продуктов, и которые со временем стали обмениваться товарами с соседними городами. К 200 году до н. э. эти люди поселились в данном районе, внося свой вклад в философию и знания, в производство ювелирных изделий, сосудов, инструментов и т. д., что вызвало большой культурный и коммерческий подъём всего региона, длившийся на протяжении нескольких столетий, Это привело к распространению влияния культуры Теотиуакана во все уголки Мезоамерики, включая такие отдалённые места как города Майя в тысячах километров на юго-восток.

Город Теотиуакан был самым сложным и плотно населенным городским центром региона в период между III и VI веками - настоящей культурной и экономической «сверхдержавой». Доминирующее культурное положение Теотиуакана закончилось в седьмом веке. Большие районы города были опустошены огнем, и причины этого до сих пор не ясны. После этой травмы город по-прежнему был ещё населен в течение столетия, хотя возможно уже другой этнической группой, после чего это место было окончательно покинуто людьми.

Пирамида Солнца является самым большим сооружением в Теотиуакане и вторым по величине во всей Мексике, уступая только Великой пирамиде Чолулы. Она поднимается до 65 метров в высоту, имеет 365 ступеней, стоит на почти квадратной основе (размером 222 на 225 м) и ориентирована входом на запад. Хотя считается, что на самом верху существовал ещё какой-то храм, сегодня верхняя поверхность структуры пуста, открывая впечатляющий обзор на 360 градусов.

Почти через 2000 лет после постройки, пирамида Солнца остаётся загадкой. Никто точно не знает, ни с какой целью её возвели, ни даже каково её первоначальное имя.

Когда Ацтеки прибыли в Теотиуакан, они увидели только заброшенное место. Они считали, что в этом городе было создано Пятое Солнце, или наш современный мир, как мы его знаем сегодня, и в ознаменование этого факта они дали двум самым крупным пирамидам имена Солнца и Луны. Долгие столетия после этого вся поверхность пирамиды была покрыта слоем почвы, песка и камней толщиной более четырёх метров (!) и завалена деревьями. Раскопки, которые начались в 1905 году и продолжились пять лет, потребовали удаления тысяч тонн этой земли. Согласно летописцам того периода, с которыми беседовал археолог Рубен Кабрера, во время первых официальных раскопок пирамида выглядела просто как огромный холм.

В те времена, на заре XX века, в качестве символа как часть празднования столетия независимости Мексики, президент Порфирио Диас поручил археологу Леопольдо Батресу очистить большую пирамиду. Этот археолог из-за спешки и личных амбиций решил использовать динамит, чтобы убрать всю землю, которая скрывала строение. Из-за динамита, некоторые структуры пирамиды деформировались и при восстановлении получили поворот на 10 градусов по своей оси. Кроме того, Батрес имел собственную идею прикрепления каменной лестницы к пирамиде, чтобы президент Порфирио Диас мог подняться и проверить ход «восстановления».

Другой неудачный факт заключался в том, что из-за взрывов и алчности археолога слой слюды, покрывающий вершину пирамиды, был демонтирован и продан. Слюда - это минерал из группы силикатов, состоящий из очень ярких, эластичных и чрезвычайно тонких хлопьев, очень устойчивых к электричеству и прохождению нейтронов, что делает этот материал мощным электрическим изолятором. Странная вещь заключается в том, что слюда может быть найдена только в Бразилии, и этот материал никогда не был найден ни в одном другом археологическом месте Месоамерики.

В 1971 году Хорхе Руффер Акоста нашёл тоннель под пирамидой Солнца, доступ в который находится перед фронтальной платформой. Тоннель искусственного происхождения (хотя, возможно, изначально использовался естественный лавовый канал) имеет 6,5-метровый спуск и далее простирается примерно на 100 метров к центру пирамиды, где он заканчивается камерой в виде четырёх комнат в форме листка клевера.

Линда Мансанилья из Национального автономного университета Мексики (UNAM) считает, что тоннель был оформлени и использовался задолго до постройки самой пирамиды. Для неё это также связано с представлением подземного мира в месоамериканских культурах. Когда тоннель был исследован, были найдены человеческие кости и материалы культур Тольтеков и Микстеков, групп, которые, возможно, посещали эти места в течении долгого времени после того, как Теотиуакан уже был покинут его обитателями.

К сожалению, как и за 65 лет до этого, история с варварскими раскопками повторилась и при раскопках этого туннеля, хоть и в гораздо меньших масштабах. Археологов интересовало прежде всего то, что окажется в конце тоннеля, а то, что буквально валялось у них под ногами, считалось мусором и просто было выкинуто в отвалы. Всё кощунство такого подхода и невосполнимость потерь удалось осознать после открытия второго тоннеля в соседней структуре.

Спустя сто лет после первых археологических работ, в Теотиуакане продолжают делатся ярчайшие открытия, такие как скульптура Уеуетеотля, бога огня, который был найден в хорошо скрытом месте прямо на вершине пирамиды.

Список вопросов о Пирамиде Солнца остаётся в силе:

  • Зачем они её построили ??
  • Как на самом деле назывался Теотиуакан ??
  • Есть ли внутри захоронение правителя ??
  • Какие методы использовали Теотиуаканцы для транспортировки камней (один из них имеет размеры в ширину 2,56 м и весит 955 кг) ??
  • Как они транспортировали эти камни в Теотиуакан, если они были найдены только на границе между современными штатами Герреро, Пуэбла и Оахака, в сотнях километров отсюда ??

Улица мёртвых, или Миктлаохтли, составляет ось север-юг города Теотиуакан. В настоящее время она имеет длину около 2х километров, хотя исследования Миллона показывают, что она могла достигнуть и более 3х километров. Эта ось начинается на площади перед пирамидой Луны и простирается на юг до Цитадели. Ширина этой большой дороги составляет 40 метров, а ее ось слегка смещена к северо-востоку, на 15о 30' относительно географического севера.

Пирамида Луны имеет высоту 45 метров, но будучи меньше, чем Пирамида Солнца, её вершина находится на одной с ней высоте, потому что она была построена на более высоком возвышении рельефа. И это тоже одна из загадок - как и зачем древним строителям удалось построить два огромных сооружения, отстоящих друг от друга почти на километр, выровняв их по высоте с точностью до долей метра? Пирамида Луны - одно из старейших зданий в Теотиуакане.

Дворец Кетцальпапалотль (на языке Науатль: кетцалли-папалотль, «Кетцаль-Бабочка» или как вариант - «драгоценная бабочка») - это здание, которое было местом проживания элиты Теотиуакана. Более конкретно, как было предложено археологами, это была резиденция главных священников Теотиуакана. Каменные колонны обильно вырезаны изображениями бабочек и перьев птицы кетцаль, отсюда произошло и название дворца. В то время, когда это здание функционировало, рельефы в колоннах были полихромными, а в центре главного дворика располагался бассейн с проточной водой. Храм Кецалькоатля, начало строительства которого оценивается примерно с 200 года нашей эры, является основным сооружением комплекса под названием Цитадель. Его начали раскапывать в 1920 году, когда храм был ещё полностью похороненной под землёй пирамидой, и представлял собой холм с гладкими стенами, без какого-либо орнамента. После раскопок в нём обнаружились головы Кетцалькоатля и другого божества, которое, по мнению некоторых, являлось Сипактли - «Крокодилом», очень важным персонажем в мифологии, поскольку он представлял собой первый день 260-дневного лунного календаря. Эти рельефы распределены на фронтонах здания со всех четырёх сторон; число скульптур связано с днями года.

Мастерски выполненные ближайшие к лестнице тела змеев переплетаются так, что их головы появляются в стропилах лестницы. Это здание характеризуется (подобно Пирамиде Солнца), расположением главного входа с ориентацией на запад, с большой платформой впереди, которая изолирует её от остальных, придавая ей более частный характер и составляя священное, по отношению к окружающему, пространство. Всё здание было окрашено в разные цвета (красный, белый, чёрный, изумрудный и охристый) и в целом сделано из твёрдых пород камней.

Археологические раскопки открыли также и группы человеческих погребений по четырём углам монумента. Это были ритуальные жертвы, возможно посвящённые сельскохозяйственным ритуалам. Все люди, мужчины и женщины, были с завязанными за спиной руками, а некоторые носили ожерелья с элементами из человеческих челюстей. В центре здания также было обнаружено около двадцати тел.

С 2010 года исследователи из Национального института антропологии и истории изучают тоннель, который был обнаружен перед храмом Кецалькоатля, и который сохранился нетронутым, поскольку он был запечатан 1800 лет назад. В нём было найдено большое количество предметов ритуального предназначения. Неизвестно, когда тоннель был выкопан, но известно, что он был полностью закрыт несколькими этапами в промежутке 200-250 годы нашей эры, то есть он уже существовал до строительства комплекса Цитадели и, возможно, храм наверху возводился уже после закрытия туннеля.

На этот раз к раскопкам подошли со всей тщательностью. Исследователям под руководством археолога Серхио Гомеса понадобилось шесть лет, чтобы снять буквально по сантиметру слой за слоем землю и каменные перемычки, которыми древние жители Теотиуакана поэтапно закрывали проход. Попутно были обнаружены тысячи артефактов - от огромных искусно вырезанных каменных фигур и морских раковин, до мельчайших украшений из обсидиана и жадеита. Точно такие же подношения, возможно, были и в тоннеле под пирамидой Солнца, которые были выкинуты там в мусор в гонке за «призом в конце тоннеля». Здесь же в какой-то момент археологи использовали даже ровер с камерой, чтобы проникать глубже в тоннель, стараясь не повредить ничего по пути.

Тоннель протяженностью около 100 метров, глубиной 18 метров, имеет в конце 3 камеры, которые расположены перед основным местом для подношений. По мнению исследователей, есть свидетельства, которые указывают, что тоннель не только являлся местом для ритуальных даров, но был воплощённой метафорой для подземного мира. На полу основной камеры воссоздана модель мира с горами и долинами, и даже озёрами из жидкой ртути. Ртуть всё ещё находилась на своём месте, когда спустя почти два тысячелетия в зал снова проник человек. И это тоже доставило определённые сложности археологам из-за высокой токсичности металла. Разумеется, не отвеченным пока остаётся и вопрос, как и откуда попал в тоннель этот жидкий металл. Ничего подобного в других местах Мезоамерики обнаружено не было. По крайней мере пока.

Своды тоннеля обработаны мельчайшими кристаллами пирита так, что при свете факела или, в современном исполнении, фонарика, над головой изумленного посетителя зажигаются тысячи звёзд искусственного небосвода.

Также есть определённые указания, что в какой-то момент, ещё до того, как тоннель был окончательно замурован, он был затоплен водой практически до потолка. При этом ритуальные подношения продолжали поступать. Для этого древним дарителям, вероятно, было необходимо вплавь преодолеть водную преграду протяжённостью в десятки метров.

Также в центральном зале были обнаружены 4 жадеитовые фигуры людей - мужские и женские - которые стояли каждая на своей стороне света, смотря вверх и в центр помещения. Их взор был устремлён на воображаемую центральную ось, продолжение которой в более, чем 30ти метрах наверху, точно совпадало с центром пирамиды Кетцалькоатля.

Ацтеки прошли в Теотиуакан во время их исхода из Ацтлана (легендарного «места цапель»), ища себе место для поселения. Для Ацтеков это было священное место, и в их мифологии было определено как место, где встречались боги, чтобы породить «Науи Оллин», Пятое Солнце (или нынешнюю эпоху). Согласно тексту испанского хрониста Бернардино де Саагуна:

Когда ещё была ночь, когда ещё не было дня, когда ещё не было света,
они встретились, богов вызвали там в Теотиуакане.
Они сказали, что они разговаривали друг с другом:
- Иди сюда, боже! Кто возьмёт на себя жертву,
кто позаботится о том, чтобы возник день, чтобы был свет?

Согласно колониальным источникам, Ацтеки полагали, что Теотиуакан был построен расой гигантов Куйнаметцин, пришедших с неба во время Второго Солнца. Согласно тому же тексту Бернардино де Саагун:

И они назвали его Теотиуаканом, потому что это было место, где были погребены цари.
Ну, как они сказали:
«Когда мы умираем,
Мы в действительности не умираем,
Поскольку мы живем, мы воскресаем,
Мы продолжаем жить, мы просыпаемся.
Это делает нас счастливыми»
[...]
Они говорили: «он превратился в Бога»,
Это означало, что он там умер.

Ещё одна из загадок строителей Теотиуакана - это сложные математические и астрономические знания, продемонстрированные в построении и выравнивании его великих путей и храмов. И мы говорим о культуре, которую археологи считали примитивной и не имеющей такого базового элемента для развитие цивилизации, как письменность.

Весь комплекс искусно вписан в окружающий рельеф. Про одинаковую высоту двух главных пирамид я уже говорил. Кроме того - наклон их граней в точности повторяет наклон естественной горы, расположенной точно на юг по оси двух пирамид, тем самым вписывая её в весь комплекс. Стоя на пирамиде Луны и глядя на пирамиду Солнца, за ней в десяти километрах в дымке возвышается её массивный силуэт.

Кроме того, Адриан Гилберт предположил, что существует возможная корреляция между выравниванием пирамид Луны, Солнца и Храма Кецалькоатля с тремя звёздами пояса Ориона, что также сделано и с пирамидами Гизе в Египте, и некоторых других местах планеты.

Что же касается реального воздействия древнего города на посетителей сегодня - оно безусловно существует. Это чувствуют, даже не осознавая этого, и тысячи простых туристов из Мехико, приезжающих на пикник на руины на выходные. Ну и разумеется, этим проникается пытливый исследователь, который знает где и как искать встречи с Силой, которая буквально фонтанирует в этой долине.

Теотиуакан своей грандиозностью поглощает, напитывает и отпускает с дарами каждого. Будь то изумление, эмоциональный подъём или новое знание.

 

Инфо:
Сергей Рословец
toltec.ru

 



Соседние обьекты



Наверх