Координаты: Широта 57.786582 — Долгота 38.458121

Поделиться

Категория: Мегалиты — Менгиры - Стоячие камни - Каменные стелы - Идолы - Маркеры

Страна: Ярославская область

Дополнительная информация:

Описание:

Камень из погоста Рудина Слободка

Камень с погоста Рудина Слободка является, пожалуй, самым знаменитым почитаемым камнем из окрестностей Мышкина. Этот интереснейший камень «грибной», т.е. фаллической формы прекрасно сохранился до наших дней и в настоящий момент украшает собой одну из экспозиций «Народного музея» в Мышкине.

К нему приезжали люди не только из близлежащих деревень и сёл, но и издалека. До 60-х г.г. ХХ в. (до момента закрытия храма) у местного населения существовала традиция при посещении храма обходить церкву кругом по часовой стрелке и непременно, в конце обхода, нужно было посидеть на камне. Камень считался лечебным, его берегли. Не позволялось неуважительное отношение к нему.
Это тщательно выполненное каменное изваяние. По форме больше всего напоминает гриб, но может интерпретироваться и как фаллос. Порода – гранит. Поверхность «шляпки» - шлифованная имеет характерный блеск. В центре «шляпки» имеется идеально ровная плоская поверхность – «столешница», от которой идет определённый скос к краям. Вся «шляпка» имеет яркий буро-охристый цвет. Толщина краёв шляпки – 18 см.. Ствол «ножка» изваяния выполнен по какой-то другой технологии, т.к. по всей его поверхности имеются следы мелких сколов обработки. Он имеет естественный цвет серого обработанного гранита и этим заметно отличается от «шляпки».
Размеры - высота изваяния 64см., максимальная окружность основания «ножки» - 153 см.,, окружность «шляпки» - 218 см..

Всё изваяние имеет в сечении форму неправильного треугольника, вытянутого в одном направлении. В целом, в формате музейной экспозиции, изваяние производит впечатление неустойчивой конструкции, которое не может самостоятельно стоять без дополнительных точек опоры или же не будучи врытым в землю. Это подтверждается и словами музейных сотрудников, которые испытывали определённые трудности с установкой памятника, как во дворе музея, так и непосредственно в экспозиции.

Поскольку основание изваяния «ножка» имеет форму сужающегося к низу конуса, нельзя исключить, что вся конструкция вставлялась в какую-то ныне утраченную каменную основу-платформу.

Доподлинно известно, что когда-то он стоял в урочище на вершине кургана недалеко от храма.

Считалось, что камень излечивает от болезней нижней части тела (ноги, поясница, репродуктивная система). Есть определённые сведения, что «в определённые дни к нему приходили люди с дарами, примерно так же, как это делается на Пасху». Камень был вывезен в 90-х г.г. 20 в. от храма в Рудиной Слободке В. Гречухиным, директором Народного музея в Мышкине. Находился у внешней ЮВ стены алтарной части храма
По сведениям, собранным В. Гречухиным и О. Карсаковым к стенам храма камень был перемещён в конце 19 в.

Есть некоторые обрывочные данные, что местный священник в конце 19 - нач. 20 века пытался бороться с сакральной (языческой) славой камня. Скорее всего, что инициатором переноса камня к стенам храма был о. Александр Невский, служивший здесь в конце 19 – н. 20 века. Но нельзя также исключать, что инициатива переноса камня к стенам храма появилась при непосредственном участии известной в народе старицы Ксении Красавиной (1842-1940), чья землянка находилась неподалёку от погоста (и возможно недалеко от камня!) Рудина Слободка.

Считалось, что камень излечивает от болезней нижней части тела (ноги, поясница, репродуктивная система). По устоявшимся повериям, для излечения на нём полагалось посидеть. Есть определённые сведения, что «в определённые дни к нему приходили с дарами, примерно так же, как это делается на Пасху». Люди к камню приезжали издалека. Никаких данных о массовом паломничестве к этому камню, как до революции, так и после в местной краеведческой литературе отследить не удалось.
Летом 2011 г. во время осмотра бывшего места камня у стены храма, была опрошена жительница пос. Волга, уроженка с. Синицино 1956 г.р., навещавшая могилы своих родных. Она рассказала, что знала этот камень у стены храма с глубокого детства. От неё же стало известно, что у местного населения существовала традиция при посещении храма обходить церковь кругом по часовой стрелке с непременным атрибутом сидения на камне. Женщина подтвердила, что камень считался лечебным, его берегли. Традиция обхождения храма и сидения на камне шла, по всей видимости, ещё с 19 в. (с момента переноса камня), т.к. носителями традиции были очень старые женщины окрестных сёл, в том числе и её бабушка, которой к её 5-летнему возрасту было уже за 90 лет. Этот обряд сохранился и после закрытия храма в 1961 г. Скорее всего, что забываться эта традиция начала уже в 90-х г.г. после вывоза камня в Мышкин, но при осмотре места у храма было замечено, что место это вытоптано и регулярно посещается.

Вплоть до переноса камня в музей, его особо опекала семья Гусенковых. Некоторые члены этой фамилии ныне живут в пос. Волга, расположенном немного севернее Рудиной Слободки. Интересно, что в документах нач. 18 века, как межевой фигурирует камень «с гранью» - Мардас, расположенный, как сейчас принято считать где-то в р-не современного железнодорожного моста через Волгу, рядом с одноименным поселком. Единственным ориентиром в качестве привязки может служить упомянутый там «Малынский ручей»). По устоявшемуся в краеведческой литературе мнению, Мардас пропал в конце 19 века, примерно в то же время, когда со своего места был «изъят» камень-гриб. Как гипотеза высказывается мнение, что исчезновению Мардаса способствовала очистка русла реки Волги. Заметим, что между Рудиной Слободкой и пос. Волга меньше 7 км. Сам посёлок возник только в 20 веке в годы индустриализации. Нельзя исключать, что легендарный Мардас и фаллический камень – один и тот же объект.

 

 

Галерея

Наверх