Расположение на карте

Координаты: Широта 42.850900 — Долгота 69.806750


Петроглифы Боралдай

Дата публикации: 24.02.2021 Просмотров: 101


Категория: Каменная резьба


Страна: Казахстан


Дополнительная информация:
Разброс камней с рисунками на большом участке


Описание:

Боралдайские петроглифы 

Боралдайские петроглифы (также боралдайские письмена, петроглифы Боролдая) - наскальные изображения находятся на территории Байдибекского района Южно-Казахстанской области. Первое сообщение о наскальных изображениях в верховьях реки Боралдай было в 1905 году в Туркестанских ведомостях.
В 1904 году эти петроглифы обследовал Пётр Иванович Комаров. Он узнал о «письменах на камнях» от местного жителя Молда–Темира. П.И. Комаров обследовал рисунки вместе с господином Ф.С. Шпотиным, который помогал в копировании рисунков и знаков.
Жители окрестных сёл считали, что эти рисунки и письмена оставлены калмыками. Интересно, что Комаров сразу отверг эту версию. В письме, адресованном в Туркестанский кружок любителей археологии, он пишет: «Теперешнее состояние камней произвело на меня такое впечатление, что знаки на них существуют не менее тысячи лет. Приводимые знаки, по моему мнению, принадлежат не калмыкам, а другому народу, вот какому – в этом весь вопрос».
Патину, образующуюся под воздействием солнца, П.И. Комаров посчитал искусственно сделанной человеком. Он согласился с сообщением местных жителей о том, что камни и скалы смазывались специальным составом, придавшим им чёрный цвет.
В 1904 году Комаров и Шпотин обследовали рисунки основной гряды святилища, расположенной на сопке, между двух ручьёв, впадающих в реку Боралдай. В 80-х годах скопление петроглифов Боралдая обследовали М.К. Кадырбаев и А.Н. Марьяшев.
Они выделили сюжеты эпохи бронзы, рассмотрели ряд культовых сюжетов и их семантику. В 1986 году петроглифы Боралдая исследовал А.С. Мирзабаев. Опираясь на опыт предыдущих исследований петроглифов Каратау, он выделил основные хронологические рамки и рассмотрел некоторые вопросы семантики древних рисунков.
В 1995 и 1997 годах петроглифы обследовали сотрудники историко-культурного заповедника «Ордабасы», Южно-казахстанского историко-краеведческого музея и археологическая экспедиция Южно Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова.
В 2002 году сообщение о петроглифах верховий реки Боралдай было опубликовано А.С. Мирзабаевым и Д.С. Абсеметовой в сборнике «Культурное наследие Южного Казахстана». В сообщении предлагается систематизация сюжетов, рассматривается казакские тамги и их родоплеменная принадлежность.
Наиболее полное обследование и фотофиксацию петроглифов в верховьях реки Боралдай осуществил главный специалист по охране памятников комитета по культуре Южно-Казахстанской  области  А.Н. Грищенко в 1989 – 2005 г.г.
Им было обнаружено несколько новых скоплений петроглифов на правом берегу реки. В связи с реализацией государственной программы «Культурное наследие» в 2007 году петроглифы Боралдая были обследованы совместной экспедицией Института Археологии АН МОН Республики Казахстан и Южно-Казахстанского государственного Университета им М.О. Ауэзова.  Результатом последних экспедиций стала публикация петроглифов Боралдая в книге, в 2007 году.
Петроглифы разделены на две группы, одна расположена прямо на берегу реки Боралдай, другая - выше по склону. Ранние рисунки относятся к эпохе бронзы (2 тысячи лет до н.э.). Значительно позднее казахстанские археологи М.К. Кадырбаев и А.К. Марьяшев, анализируя наскальные изображения Каратау эпохи бронзы, коснулись и боралдайских памятников.
В 1986 году сотрудниками института «Казпроектреставрация» обнаружены скопления петроглифов, где общее число рисунков приближается к 300. Определены их хронологические рамки и сделана попытка семантического анализа.
В 1995 году сотрудниками национального историко-культурного заповедника «Ордабасы» и в 1997 году сотрудниками Южно-Казахстанскоro историко-краеведческого музея выявлено ещё одно местонахождение наскальных рисунков.
Оно находится в 1,5 км. к востоку от посёлка Кapaтac (Бaйдибeкский район Южно-Казахcтaнской oблacти), у одноименной скалы. Изображены всадники, скачущие за архаром, оленем, волком, горным козлом, а также охотники с луками в руках.
Встречаются знаки, схожие с Орхонскими надписями. Петроглифы разделены на две группы, одна расположена прямо на берегу реки Боралдай, другая - выше по склону. Ранние рисунки относятся к эпохе бронзы (2 тысячи лет до н.э.).
Гравюры расположены на двух сопках, вытянутых вдоль ущелья. Эти сопки представляют собой плосковершинные останцы, покрытые делювиально-пролювиальными отложениями. Основная масса рисунков сгруппирована на южных и юго-восточных склонах останцев на камнях с относительно ровной поверхностью и сильной патинизацией.

В гравюрах Боролдая следует выделить 4 хронологических пласта и соответствующие им этнокультурные циклы:
1. Эпоха бронзы (II тыc. до н.э.). Особо выделяется финальный этап.
2. Ранний железный век ( I тыс. до н.э.) с выделением скифо-сакского «звериного стиля» VII – V в.в. до н.э. со своей орнаментальностью и декоративностью.
3. 'Тюркский' пласт проявлен слабо и невыразителен - тамгообразные козлы, тамги (VI - IX в.в.).
4. Казахские и суфийские циклы (ХV - XIX в.в.). «Суфийские» сюжеты (эпиграфика) следует отнести к эпохе казахских ханств и даже к более позднему времени в связи с проникновением ислама в казахские степи. Народные казакские рисунки реалистичны.

Петроглифы Боролдая (Бурылтайские письмена) являются составной частью обширного ареала наскального искусства Средней Азии, Казахстана и Южной Сибири, вызванного к жизни единством экономического уклада, мировоззрения, уровня духовного развития, сходством идей и представлений степных племён.
В начале XXI века петроглифы находятся под угрозой разрушения из-за их лёгкой доступности.

 

Инфо: silkadv.com

 



Соседние обьекты



Наверх