Дата публикации: 03.06.2021 Просмотров: 101
Категория: Петроглифы - Наскальные изображения
Страна: Боливия
Дополнительная информация:Местоположение неточное! Участок на склоне холма недалеко от Ла Лахи, район Мороморо
Описание:
Петроглифы Паха Колорада
Муниципалитет Моро Моро является третьим муниципальным районом провинции Валлегранде в департаменте Санта-Крус. Его территория состоит из горных хребтов с крутыми скалистыми склонами. Район соответствует горному региону субандского пояса, который включает восточные предгорья горного хребта Анд.
В районе долин Санта-Крус долгое время жили люди, которые с течением времени проявляли различные культурные особенности. Они были сгруппированы учеными в различные доиспанские периоды: докерамический или архаический (начало которого невозможно установить сегодня и который длился примерно до 2000 г. до н.э.), формирующий (2000 г. до н.э. - 400 г. н.э.), региональные события (400-1430 гг.). Н.э.), наконец, поздний период или период инков (1430-1540 гг.).
Пещера Паха Колорада и её окрестности также демонстрируют длительное культурное развитие, что отражено в наскальных изображениях и других археологических находках. В ходе регионального исследования пещеры археологи обнаружили 33 археологических памятника, состоящих из мест проживания и возможных сельскохозяйственных полей. В большинстве этих мест есть керамика, связанная с низменными традициями, такими как стиль серой посуды. С другой стороны, при археологических раскопках пещеры были обнаружены остатки двух очагов, возраст которых был установлен радиоуглеродным датированием в лаборатории в Австралии. Результаты указывают на даты между 200 и 900 годами нашей эры.
Участок расположен на высоте 2165 метров над уровнем моря на склоне холма, недалеко от города Ла Лаха. Это небольшая пещера овальной формы, глубиной 5,80 м, шириной 2,40 м и средней высотой от 2,50 до 3 м; Он имеет большой вход, ориентированный на юг (SSW), с которого открывается широкий вид на ущелье и другие горы. Он состоит из песчаника, который находится в разной степени деградации с проблемами консервации.
В пещере более 130 мотивов между картинами, гравюрами и «куполами» или «чашечками» (искусственные круглые углубления) на пяти панелях.
Преобладающая техника производства - роспись в трёх модельностях: монохромная (одноцветная), двухцветная (двухцветная) и негативная. Используемые цвета - красный, белый, желтый (в меньшей степени) и черный (очень ограниченный, только в воспроизведении христианского креста).
Образцы картин были проанализированы в лаборатории в Канаде. По данным специалистов И. Вейнрайта и М. Раудсеппа, росписи выполнены на основе таких минералов, как гематит, каолин и др., Вероятно, из природных месторождений в окрестностях.
Белая антропоморфная фигура доминирует на панели 1 из-за своего положения и размера (высота: 1,13 м). В левой руке (справа от наблюдателя) он носит что-то вроде посоха или посоха, по-видимому, с топором, в правой руке другой предмет с полосами. Стилизованное изображение не позволяет распознать детали одежды. Кажется, что фигура носит что-то вроде шляпы или маски и мантию с придатком вниз. Справа между телом мужчины и его посохом видна змеевидная линия. Вокруг фигуры человека много других рисунков, особенно животных.
На более позднем этапе были нарисованы красные или полихромные (красно-белые) животные, частично наложенные на предыдущие белые фигуры. Точки использовались, чтобы заполнить внутренности животных или других, помещенных в ряд, чтобы сопровождать контур. В двух случаях внутренность животного была заполнена белыми и красными точками. Кроме того, рядом с этими животными очень схематично изображены красные человеческие фигуры. С другой стороны, под большой антропоморфной фигурой заметна красная линия, которая, кажется, указывает на то, что не было большой разницы во времени между двумя периодами белого и красного и полихромного рисунков.
Есть также несколько мотивов, окрашенных в красно-жёлтый двухцветный цвет, в том числе жёлтый абстрактный рисунок с красным контуром.
На трёх стенах пещеры разбросано более 30 белых рук и различных абстрактных мотивов, выполненных в негативной технике, с помощью которой краска наносится или распыляется вокруг рук, размещенных на каменистой поверхности. Похоже, они принадлежат к раннему этапу украшения пещеры, частично они явно находятся под упомянутыми выше рисунками. Другой элемент, также выполненный в той же негативной технике, представляет собой форму, напоминающую птичью лапку.
На панели 3 западной стены есть восемь гравюр, которые представляют зооморфные фигуры, видимые сверху, с вытянутыми в стороны конечностями, включая «трёхсторонний» мотив (с тремя «пальцами» на конечностях), похожий на нарисованные фигуры. или гравюры, которые существуют в наскальном искусстве бассейна реки Миск, а также в качестве украшения в керамике позднего промежуточного периода (1000-1438 гг. н.э.). Кроме того, мы находим в этом наборе единственный мотив, приписываемый колониальному или республиканскому периоду, - христианский крест, нарисованный чёрным цветом.
На полу расположено пять искусственных вогнутых блоков («куполов»), внутри наблюдается красноватый оттенок, что может свидетельствовать о том, что эти полости использовались для замешивания красной краски. Однако нельзя исключать, что они служили и другим целям.
Эта необычная пещера украшена наскальными рисунками разных периодов, несомненно, выполненными за тысячи лет. По-видимому, негативные отпечатки ладоней принадлежат к самым древним изображениям, возможно, из докерамического периода, которые необходимо будет установить в специализированных исследованиях будущего. В аргентинской Патагонии наскальные рисунки с отрицательными руками создавались уже более 9'000 лет назад и вплоть до четвёртого тысячелетия до нашей эры.
Проект археологического парка Паха Колорада
Этот проект был реализован в 2006-2009 годах благодаря Соглашению о сотрудничестве между SIARB и автономным муниципальным правительством Моро Моро и поддержке посольств Королевства Нидерландов и Германии, Культурного фонда Центрального банка. , Фонд Брэдшоу и канадская организация CESO. Среди выполненных задач мы можем выделить: пещера Паха Колорада и её окрестности были объявлены муниципальным культурным и историческим наследием (Постановление 17/2007 муниципального совета Моро Моро), первоначальный план управления, документация и исследования наскального искусства, пигментации анализ картин, диагностика сохранения и очистка граффити, археологические изыскания, раскопки в пещере, обучение местных гидов, установка решётки у входа в пещеру и деревянного пола.
Инфо:
siarb-bolivia.org -- La Sociedad de Investigación del Arte Rupestre de Bolivia (SIARB)