Расположение на карте

Координаты: Широта 32.063370 — Долгота 78.549680


Петроглифы реки Спити

Дата публикации: 02.11.2020 Просмотров: 101


Категория: Каменная резьба


Страна: Индия


Дополнительная информация:
Обобщающая карточка! весь район мест с петроглифами


Описание:

Петроглифы реки Спити

Спити, расположенный на западной окраине Тибетского плато, является домом для богатого наскального искусства. Лишь в последние несколько лет стали известны масштабы этого ценного ресурса для понимания ранней культурной истории региона. Фактически, нижняя часть долины Спити может похвастаться одним из самых плотных скоплений петроглифов (наскальных рисунков) во всём тибетском мире. В 2015 году было задокументировано около 1'400 валунов с резьбой и не менее 6'000 отдельных петроглифов, простирающихся от поселения Сумдо (Sum-mdo) до деревни Пох (sPo). * Также есть петроглифы, пиктограммы и барельефы древние чортены ( ступы ) в верхнем Спити.

Это всестороннее исследование наскального искусства Спити - первое в своем роде. Петроглифы и пиктограммы, выбранные для публикации в этой статье, относятся к тому, что можно было бы назвать стандартным или местным искусством региона, композициями, сюжетами и мотивами, которые повторяются в большинстве мест и фаз наскального искусства Спити. Этот корпус наскального искусства отличается своей тематической связностью, созданием людей, разделяющих общую культурную идиому с большой настойчивостью. Для получения информации о культурных и исторических аспектах традиции наскального искусства Спити см. « Полёт Кхенга» за июль и август 2015 года - ссылка под текстом).

Эта статья организована по каждому участку, начиная с нижнего (юго-восточного) Спити и заканчивая северным продолжением региона. В этой первой части статьи рассматриваются следующие сайты):

  1. Сумдо 1 (Сумдо; выс. 3070 м)
  2. Сумдо 2 (выс. 3060 м)
  3. Дзаматанг (rDza-ma-thang; отм. 3160–3190 м)
  4. Шелатсе (Shel-la-rtse; отм. 3260–3280 м)
  5. Hurling Pharke (Hur-gling phar-ke; выс. 3210 м)
  6. Гюрмо (Гюр-мо; отм. 3350–3390 м)
  7. Гю Вест (рГю; отм. 3090–3130 м)
  8. Дракнак (Браг-наг; отметка 3155 м)
  9. Дракдо Кири (Brag-rdo ki-ri; выс. 3180 м)
  10. Гьяри (rGya-ri; отм. 3225–3250 м)
  11. Сахал Тханг (Sa-skal thang; 3190–3215 м)
  12. Тибтра (3200 м)
  13. Цен Цалеп (рЦан-рца-леб; эл. 3210–3230 м)
  14. Лари Тингджук (La-ri Ting-mjug; 3240–3260 м)

Наскальные рисунки каждого сайта организованы по общим темам в следующем порядке:

  1. Зооморфные портреты (индивидуальное или коллективное изображение животных и надземных существ в человеческом обличье).
  2. Антропоморфные портреты (индивидуальное или коллективное изображение людей и надземных существ в форме животных).
  3. Сцены охоты и другие взаимодействия между антропоморфами и зооморфами (совместное изображение людей и животных).
  4. Геометрические предметы (прямолинейные и криволинейные конструкции разной сложности), с антропоморфами и зооморфами и без них.
  5. Видимые святыни и другие виды ритуальных построек (загадочный класс наскального искусства).
  6. Символические предметы (знаки, эмблемы и значки, которые, кажется, наделены предписанными формами абстрактного значения).

В этой статье представлена лишь часть наскальных изображений, сделанных в 2015 году в рамках экспедиции древностей Спити. Целью публикации этих изображений является предоставление исчерпывающего графического обзора наскального искусства Спити. Для достижения этой цели на каждом сайте демонстрируется разнообразная подборка наскальных рисунков в попытке отразить весь диапазон содержания. Содержание наскального искусства можно очертить следующим образом:

  • Тема (аналогичные сцены, темы и идеи, сформулированные в совокупности композиций)
  • Композиция (один или несколько петроглифов или пиктограмм, созданных как единое произведение)
  • Тема (отдельные фигуры или символы, составляющие композицию)
  • Мотив (видный элемент, используемый в изображении предмета)
  • Стиль (способ художественного выражения)
  • Техника (физическое исполнение и инструменты, используемые в производстве)

Этот обзор не обязательно отражает частоту конкретных аспектов содержания наскального искусства Спити. Например, количество показанных свастик и голубых овец не пропорционально их числовому представлению. Это потому, что предоставление многочисленных итераций наскального искусства с ограниченными стилистическими вариациями не прибавило бы много к полноте этого обзора и не сильно улучшило бы понимание картины наскального искусства.

Хотя здесь представлен значительный массив наскальных рисунков, он представляет собой небольшую часть всего корпуса. Таким образом, этот обзор не может охватить все богатство художественного творчества в камне - традиции, практикуемой в Спити бесчисленными людьми не менее 1500 лет. Мастерство и изобретательность многих отдельных создателей наскального искусства, характеризующихся многочисленными изменениями в стандартном содержании, а также идиосинкразическими представлениями, были вынуждены исключить из этого обзора.

Составление исчерпывающего каталога наскального искусства в Спити имело бы свою особую научную ценность, такую как облегчение статистических форм анализа и сравнительных упражнений, невозможных в статье такого объёма. Однако это задача для будущих усилий.

 

Инфо: tibetarchaeology.com

 

 

 

 

 



Соседние обьекты



Наверх