Расположение на карте

Координаты: Широта 37.906578 — Долгота 74.017955


Фотографии

Петроглифы Шахты

Дата публикации: 08.11.2020 Просмотров: 26


Категория: Петроглифы - Наскальные изображения


Страна: Таджикистан


Дополнительная информация:
Объединяющая карточка!


Описание:

Петроглифы Грот Шахты (1, 2, 3)

Грот Шахты – самая высокая точка в мире, где зафиксировано искусство. Об этом гроте есть много публикаций, в которых приводится подробнейшее описание рисунков, аналогии, и их значения для региона. 

Росписи на скалах Шахты по своему уникальны. Эти рисунки завораживают своим динамизмом и живостью красок. Интересующихся просим обратиться к многочисленным публикациям В.А. Ранова. Было бы уместным добавить лишь то, что с момента их нахождения в 1958 году, до сегодняшнего дня, рисунки сохранились достаточно в хорошем состоянии.

Неподалёку от грота с росписями находится ещё один небольшой грот с петроглифами, на расстоянии около 1 км ниже Грота Шахты. Так как обнаруженные новые росписи находятся в непосредственной близости от Грота Шахты и на этом же хребте, можно их отнести к этим же рисункам (Шахты-1, Шахты-2, грот-3 - условно Шахты-3).

____________________

 

Грот Шахты находится в Горно-Бадахшанскойя автономной области, в Мургабском районе, в 40 км к юго-западу от районного центра – селения Мургаб, на левом склоне ущелья Шахты, примыкающему к долине Куртке-сай.
Географические координаты местонахождения: абсолютная высота около 4200 метров над уровнем моря. Грот Шахты находится на высоте 60 метров над дном долины, грот легкодоступен, по поверхности конуса выноса к нему подходит хорошая тропа.
Осенью 1958 года археологическая группа Памирской экспедиции АН СССР под руководством В.А. Ранова открыла писаницы в Гроте Шахты на Восточном Памире. Подробное описание писаниц Грота Шахты и обоснование предложенной даты эпохой мезолита осуществлено В.А. Рановым в специальной статье вышедшей в 1961 году.
В 1967 г. В.А. Ранов описывает условия открытия писаниц в Гроте шахты и особенности их изучения в популярной книжке «Археологи на Крыше мира» [Ранов, 1967]. Также популярная статья об этом сюжете, с очень хорошими фотографиями опубликована в этом же году зоологом В. Танасийчуком [Танасийчук, 1967].
Основной субстрат наскальных изображений Образовался грот в результате карстового размыва тектонической трещины. Грот открыт к востоку, сухой, хорошо освещается солнцем. Ширина входа 7,5 м, глубина 6 м; высота потолка около 25 - 30 м.
Рисунки нанесены фризом на южной стенке грота на уровне 1,6 - 2,0 м от пола; кое-где на стене сохранились пятна краски и фрагменты других несохранившихся фигур. Все изображения выполнены минеральной краской двух тонов: большая часть рисунков сделана охрой светло-коричневого цвета; остальные – бордового цвета.
Хорошо сохранилось 7 изображений: силуэтная орнито-антропоморфная фигура (23 см), две контурные фигуры кабанов (?), яка или медведя (85 см), стрелы на фоне тела и у головы животного, еще одна контурная фигура неопределенного животного, перекрывающая некоторые другие описанные рисунки и выполненная бордовой краской.
Общая длина фриза с рисунками составляет 4 м, высота 1,5 м. Изображения нанесены минеральной краской, материал для которой древние художники брали, по-видимому, здесь же в трещинах стены, где встречаются порошковидные россыпи железистых соединений.
Краска имеет два тона: светлый и более темный, бордовый. Чаще использовалась светлая краска; бордовая представляет собой более сильную концентрацию красителя и применялась в основном для вырисовывания деталей фигур.
Один рисунок, выполненный бордовой краской, перекрывает изображение светло-коричневого цвета. Линии рисунков сравнительно тонкие (1,5 - 2 см), неровные, часто дополнительно подправлены. По-видимому, рисунок наносился непосредственно пальцем.
Крайнее ко входу в грот изображение – фигурка человека, замаскированного под птицу(?). Следующие две фигуры нарисованы одна напротив другой и изображают дикого кабана и медведя или двух кабанов.
От левой фигуры сохранилась только половина рисунка. Далее четким контуром изображена фигура крупного зверя в момент прыжка. Следующая, самая крупная фигура также изображает зверя с массивными ногами, небольшим горбом, напоминающего животное из семейства Bovidae (яка?), но вытянутая морда, маленькие уши и отсутствие рогов позволяют видеть здесь изображение медведя.
Натуралистично изображены ноги зверя. Особый интерес представляют изображения стрел: самая крупная из них показана ниже загривка зверя, другая изображена в нижней части морды, а третья – снизу у головы зверя.
Стрелы направлены в сторону зверя с противоположных сторон, в чем можно усмотреть изображение коллективной охоты. Памятник был открыт и впервые обследован в 1958 г. палеолитической группой (руководитель В.А. Ранов) Памирской археологической экспедиции АН СССР, проводившей обследование пещер и скальных навесов в юго-восточной части Памира.
Были сделаны фотографии грота и наскальной живописи, а также произведены раскопки; в разведочной траншее, заложенной внутри грота, на разной глубине были обнаружены отщепы, несколько ножевидных кремневых пластин и один обломок нуклеуса [Ранов. 1961. С.35].
На основании находок этих артефактов, а также сюжетных и стилистических сопоставлений рисунки Шахты датированы В.А. Рановым VIII - V тыс. до н.э., временем мезолита – раннего неолита [Ranov. 2001. P.128 - 129].
Наиболее вероятный возраст рисунков соответствует времени появления на Восточном Памире первых людей после оледенений. Памятник состоит на государственном учете и находится под охраной местных органов власти Мургабского района Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана.
В 2005 г. по заданию Мургабской Ассоциации Экотуризма обследование памятника было выполнено Р.Сала, отметившим удовлетворительную сохранность рисунков. Внутри грота и снаружи у входа заметны следы археологических раскопок 1958 г. – остатки не засыпанной траншеи и земляные отвалы.
Грот редко посещается местными жителями и туристами.

silkadv.com

 

 



Соседние обьекты


Наверх