Координаты: Широта 52.019017 — Долгота 113.462363

Поделиться

Категория: Петроглифы - Наскальные изображения

Страна: Республика Бурятия

Дополнительная информация:

Описание:

Петроглифы Титовской сопки – Айралжан-хатан

Титовская сопка, расположенная на окраине Читы, носит бурятское название Айралжан-хатан – в честь шаманки Халюхан, умершей в XVII веке. Согласно преданию, она ценой своей жизни спасла жителей Читы от эпидемии.

Гора Айралжан вновь стала местом поклонения ещё более 20 лет назад. Такому возвращению святыни способствовало и то обстоятельство, что гора находится рядом со столицей Забайкальского края – на окраине Читы. Интернет пестрит анонсами обрядов – гороо в честь хозяйки сопки – Айралжан Хатан Эжы.

Шаманка, спасшая читинцев

Женщина, которая стала считаться покровительницей горы Айралжан, родилась ещё в XVI веке, в бурятском роду Хуасай. При рождении ей дали имя Халюхан. Согласно преданию, когда проводили обряд посвящения Халюхан в шаманы, с неба спустились хаты, сыны тэнгриев. Буха Нойон тогда известил род, что девушка станет великой шаманкой, помощницей рода, защитницей всех людей, живущих в долине реки Ингода.

Халюхан действительно стала великой шаманкой. Она лечила болезни, укрощала огонь, вызывала дождь, столь нужный в засушливом климате Даурии. Так по имени монголоязычного народа дауры, ушедшего в Китай, Забайкалье называли русские казаки.

В XVII веке в забайкальские степи пришла эпидемия. Мор унес сотни жизней людей. Как гласит предание, жители Читинского острога, построенного у подножия горы, попросили Халюхан. Ей тогда было 45 лет.

Халюхан поднялась на гору, где камлала три дня и три ночи. Она, как рассказывают, добилась того, что с неба спустились 44 Восточных тэнгрия, великие божества, которые прекратили эпидемию. Внезапно болезнь прекратилась. Однако взамен шаманка отдала свою жизнь – после совершения обряда Халюхан умерла. Её тело было предано огненному погребению у подножия горы. После смерти Халюхан стала хозяйкой этой горы, покровительницей и защитницей окружающей местности – долины реки Ингода. Люди приезжают на гору Айралжан и молятся о благополучии, счастье и процветании рода.

Культ ландшафтных божеств – один из древнейших в истории человечества, этот культ распространён и у жителей Байкальского региона – бурят, эвенков. Для контакта с сакральным миром шаманы издавна выбирали места, с отличающимся на местности ландшафтом, причудливыми геологическими структурами, или там, где открывается впечатляющий вид на природу – нередко на возвышении, на вершинах гор и холмов. Бывало, что такие 'места силы' увековечивали какого-либо человека, погибшего в данной местности, как мы видим на примере сопки Айралжан-хатан.

 

 

 

Галерея

Наверх