Расположение на карте

Координаты: Широта 47.162590 — Долгота 84.496960


Фотографии

Шиликтинские петроглифы

Дата публикации: 26.02.2021 Просмотров: 26


Категория: Каменная резьба


Страна: Казахстан


Дополнительная информация:
Местоположение неточное!


Описание:

Петроглифы Чиликтинской долины (Шиликты)

Чиликтинская долина расположена примерно в 100 км южнее озера Зайсан, между хребтами Монрак и Тарбагатай, на высоте 1'300—1'500 м от уровня моря. 
Примерно посередине долины, у центральной усадьбы бывшего совхоза «Чиликтинский», находится крупнейший могильник, состоящий из 51 кургана, растянувшийся на 8 км общим направлением северо-восток — юго-запад. 
Эти места чрезвычайно благоприятны для скотоводства и издавна служили превосходными пастбищами для кочевников. Мягкие зимы, невысокий  снежный покров, отличные сенокосы  и достаточная орошаемость ценились кочевниками уже в глубокой древности, о чём свидетельствуют огромные  курганы. Учёные считают, что  курганные могильники эпохи ранних кочевников всегда находятся в районах зимних пастбищ и никогда — на летних. Это и понятно, так как именно зимние пастбища обеспечивали сохранность стада. На них и устраивали могилы предков, чтобы закрепить эти пастбища за собой. 
Пионером археологических исследований Чиликтинской долины стал чиновник особых поручений при Степном генерал-губернаторстве А. П. Плахов.   В 1899 г. он   взял от Археологической комиссии 100 рублей на раскопки большого кургана в Чиликтинской долине. Комиссия потом долго и безрезультатно разыскивала Плахова, который не отчитался в полученной сумме, но так и не нашла.  
Первая системная  археологическая разведка Чиликтинской долины была проведена Восточно-Казахстанской экспедицией ЛОИА АН СССР в 1949 г. Тогда   был раскопан в центральном могильнике один курган , в котором были найдены золотые бляшки, выполненные в скифо-сибирском «зверином стиле», и другой материал, относящийся ко второй половине V в. до н. э. На укаршениях был изображён снежного барс. Последний снежный барс в Чиликтинской долине был убит в 1958 г. Так же встречалось изображение тигра, водившегося ещё в XIX в. на оз. Зайсан. 
Особенно часто встречаются изображения маралов, лошадей и архраов.   Известный иранист В. И. Абаев высказал осторожное предположение, что марал  может быть тотемом саков, поскольку оба эти слова в древнеиранских языках звучат одинаково (САК) и являются, по его мнению, самоназванием скифов (аллегория? сама жизнь родов символически укладывается в образах животных - ред.). 
Распространение схожих изображений маралов и архаров  на обширной   территории от Алтая до Западного Тянь-Шаня лишний раз указывает на большое единство культуры и идеологических представлений у ранних кочевников, что и естественно при частых их передвижениях на большие расстояния.
Главными современными символами Казахстана являются беркут и снежный барс. Но по количеству сохранившихся изображений олень, архар и лошадь занимали в культуре древних жителей Центральной Азии самые почётные места. Приручение лошади положило начало кочевой культуре, а архар, являясь родоначальником домашних баранов обеспечил не только пищевые потребности кочевников, но и дал им шерсть. Так же как тысячелетия назад горные бараны спасали людей от голода и холода, сейчас этот сверхценный возобновляемый   природный ресурс при разумном использовании может служить удовлетворению жизненных потребностей населения отдалённых районов. 

 

Инфо: prohunt.kz

 

 



Соседние обьекты


Наверх