Расположение на карте

Координаты: Широта 54.857575 — Долгота 48.952357


Фотографии

Святилище Балымеры — курганы Шолом

Дата публикации: 20.04.2019 Просмотров: 101


Категория: Курганы


Регион: Республика Татарстан


Описание:

Святилище Балымеры — курганы Шолом

Название села - Балымеры встречается в летописях глубокого прошлого. Историки утверждают, что ещё в 329 году в Среднее Поволжье пришли гунны, которых возглавлял Булюмар (в греческих источниках его называли Белемер). В течение тридцати лет он был правителем местных племён. Но в 360 году на Волге выдалась суровая зима - от морозов трескались деревья и падали на лету птицы. А следом началась засуха и страшный голод, вынудивший гуннов идти дальше на запад. Булюмар дал первый толчок Великому переселению народов и основал Гуннскую державу, достигшую своего могущества при его великом правнуке Аттиле.

Несколько столетий спустя одна из столиц Волжской Булгарии - город Биляр - в арабских летописях носила название Булямар. А булгары именем Булымер называли столицу северо-восточной Руси - город Владимир. Наконец, ещё двести лет назад место нынешнего села на картах обозначалось тем же названием - Булымер, сохранившимся, видимо, от находящегося здесь некогда булгарского поселения. А может быть - от русских переселенцев, пришедших сюда после завоевания Казанского ханства из-под города Владимира. Сто лет назад село называлось Болымеры, затем Балымер и, наконец, как сегодня - Балымеры.

Ещё одно подтверждение тому, что название это произошло от древнего имени, можно найти у русского историка Петра Рычкова. Более двух столетий назад он записал предание о сокровищах хана Булумера, услышанное им от престарелого жителя Билярска. Будто бы в развалинах города Булумера стояла огромная башня, под которой в древности местный правитель построил подземную палату, где хранил все свои сокровища. Они и поныне лежат там, но взять их мешают волшебные заклинания. Все, кто пытался сделать под башню подкоп, видели у входа в палату прикованную цепью ужасную черную собаку. Она с яростью кидалась на кладоискателей, и те возвращались домой, лишившись чувств и разума. Старик рассказывал, что все это находится в пригороде Билярска, но Рычков нашел на том месте лишь пустоту и развалины.

В конце 1980-х петербургский ученый Александр Юрченко организовал экспедицию "Сафир" по пути Ахмеда ибн-Фадлана, побывавшего в наших краях в 922 году с посольством от багдадского халифа. В своих записках ибн-Фадлан красочно описал обряд похорон знатного руса, прибывшего в Булгар по торговым делам. Юрченко считал, что балымерский Шолом как раз может быть тем самым курганом, насыпанным над древней могилой, об этом летом 1989 года он сообщил мне в письме и попросил быть проводником, когда экспедиция прибудет в Спасский район.
Похороны руса, описанные в летописи ибн-Фадлана, потрясают воображение. Все происходило на берегу Волги. Корабль руса вытащили из воды и установили на деревянный помост. На палубе соорудили большой шалаш, покрыли его тканями, а внутри на парчовых матрацах и подушках посадили наряженный труп умершего купца. Вокруг разложили еду, оружие, цветы. На глазах собравшихся со всей округи людей убили собаку, двух лошадей, двух, коров, петуха с курицей и разбросали их останки по палубе. Затем в шалаш вошла девушка, решившая добровольно умереть со своим господином. Страшная старуха, называемая ангелом смерти, со всей силой втыкала в тело девушки огромный кинжал, пока она не умерла. Корабль обложили дровами и подожгли. Менее чем через час на этом месте осталась гора золы и пепла. Над ней навалили большой земляной холм, а в центре установили высокое бревно, на котором написали имя умершего купца и имя царя русов...
Вот это захоронение историк А. Юрченко и отождествлял, предположительно, с курганом Шолом. В конце августа 1989 года экспедиция на двух КамАЗах приехала в Три Озера, а затем мы вместе отправились в Балымеры. Один из участников экспедиции нарядился в восточные одежды и, взобравшись на вершину Шолома, изображал Ахмеда ибн-Фадлана. Эти кадры вошли в отснятый во время путешествия фильм, в котором Шолом фигурирует как курган над древней могилой знатного купца русов.

Среди археологов между тем тоже шли споры. Еще в 1877 году С. Шпилевский в своей книге "Древние города и другие булгаро-татарские памятники Казанской губернии" сослался на свидетельство Мельникова, побывавшего на Шоломе в 1858 году и увидевшего на нем несколько ям, вырытых кладоискателями. Размеры холма с тех пор значительно уменьшились. В начале XX века у подножия Шолома образовались два оврага, которые соединились между собой и отрезали холм от берега. Они уничтожили также южный, восточный и северный склоны Шолома и сильно повредили центральную часть насыпи. В 1913 году местное земство вело нивелировку местности, в результате чего в овраг была сброшена вершина холма. Спустя 12 лет, в 1925 году, В. Смолин провел на Шоломе первые археологические раскопки, обнаружил остатки больших деревянных конструкций и около 30 кострищ, в которых найдены железное шило, миниатюрный глиняный горшок, янтарная привеска, кости животных и рыб. Именно Смолин впервые определил Шолом как жертвенное место, но не смог это убедительно доказать. В последующую четверть века среди историков и археологов установилось мнение, связывающее балымерский холм с погребальным комплексом древних русов. Об этом писал в 1952 году известный в наших краях исследователь А. Смирнов в книге "Волжские булгары", которая, видимо, была главным аргументом и для упоминаемого выше историка А. Юрченко.
Однако уже в 1954 году в Балымерах побывала Куйбышевская археологическая экспедиция, и Б. Жиромский подробно описал результаты раскопок, аргументировано обосновав при этом, что на Шоломе в VI-X веках существовало древнее родовое ведическое святилище, где местные племена совершали жертвоприношения своим богам.

Сооружение родового святилища Б. Жиромский связывает с переселением племен "послегородецкой культуры" с правого на левый берег Волги и вытеснением ими местных племен. Построено оно было на крутом речном обрыве высотой 45 метров. На выбранной ровной площадке по указанию старейшин были разложены огромные костры, в которых сожгли части домашних животных и рыб. Во время обряда язычники бросали в огонь посуду и другую домашнюю утварь. Через некоторое время на этом месте установили несколько деревянных срубов, соединенных между собой в единую систему. (Высота срубов - около 3 метров, сами они представляли квадраты со сторонами более 3 метров). Всю эту конструкцию слегка обожгли, засыпали землей и перекрыли толстым слоем глины. Затем в центральной части насыпи установили второй ярус деревянных срубов и тоже завалили его землей и глиной. И, наконец, на вершине искусственного холма поставили деревянное строение, в котором установили статую главного своего божества и фигурки второстепенных божков, символизирующих различные природные стихии.
Со стороны Волги у подножия святилища располагался жертвенник - углубленная почти на полметра яма диаметром около 15 метров. Здесь разводили большие костры, в которых сжигались многочисленные жертвоприношения. Происходило это в определенные дни, чаще после сбора урожая. Большие толпы людей собирались со всей округи. Все приносили с собой дары божеству, покровительствующему земледелию, рыболовству и охоте. В огонь во время празднества летели необмолоченные снопы пшеницы, зерно, зрелые желуди, а также орудия труда - железные ножи, серпы, жернова, пряслица и зернотерки. Одновременно приносились и кровавые жертвы, для чего на Шолом пригоняли и здесь же убивали коров, овец, лошадей, свиней и гусей. Охотники приносили туши убитых диких животных - лосей, бобров и зайцев. Рыбаки доставляли к святилищу выловленную в Волге в основном крупную рыбу - осетров, белуг, севрюг, стерлядей, в меньшей степени - судаков, сомов, сазанов, лещей и щук.

"Языческий" молебен на Шоломе переходил в пиршество (по древней традиции об умерших не скорбили). Люди ели мясо жертвенных животных, выпеченный здесь же хлеб, сваренную рыбу и кашу. Глиняную посуду после еды разбивали и бросали в костер. Туда же летели глиняные фигурки людей и животных, и даже большие куски мяса. Сопровождалось пиршество ритуальными песнями и плясками. Иногда эта процессия растягивалась на несколько дней. Затем люди расходились по своим селениям, а в святилище оставались лишь служители культа и вооруженная охрана.

komanda-k.ru



Соседние обьекты



Наверх