Дата публикации: 08.11.2020 Просмотров: 101
Категория: Петроглифы - Наскальные изображения
Страна: Казахстан
Дополнительная информация:местоположение неточное!
Описание:
Петроглифы Кокентау
В предгорьях и горных долинах расположены могильные курганы, в некоторых горных районах можно найти вырезанные на поверхности камней фигурки живых существ и схематические изображения некоторых предметов. Местность, где есть наскальные рисунки красной охрой, называется массивом Кокентау.
В горных долинах, расположенных к северу от величественной трёхглавой горы Уш-айыр (дословный перевод «Разделённый на три вершины»), находятся древние курганы с четырьмя надгробными скульптурами, основания бывших построек, старое кладбище, каменные орудия труда и осколки, появившиеся при их изготовлении, фрагменты керамической посуды, обломки чугунных котлов и другие материальные следы проживания людей в этих живописных местах.
Путём поиска и фотографирования археологических памятников Семейного Прииртышья краеведами обнаружено и поднято с поверхности Земли множество находок в виде каменных скребков, каменных плит, кремниевых наконечников стрел и фрагментов разбитой керамической посуды, изредка - монет, относящиеся к разным эпохам: дореволюционная русская, китайская - времён маньчжурской династии Цин и советская.
Клеймо фабрики Кузнецова, китайские иероглифы и изображение довоенного советского герба на воротнике некоторых битых чашек указывают на происхождение этих изделий. Иногда встречаются мотыги, мучной камень, обломки жерновов ручных мельниц и другие орудия труда, изготовленные нашими предками.
На протяжении более километра обнаружены остатки оснований древних жилищ, свидетельствующие о том, что на протяжении тысячелетий здесь жили и продолжают жить люди. В настоящее время в разных местах вблизи массивов проходят зимовки крестьянских хозяйств.
Археологический материал отличается большим разнообразием: среди них много каменных скребков, кремниевых и бронзовых наконечников стрел, фрагментов керамических изделий, а также металлических деталей различных предметов и осколков фаянсовой посуды современности.
В северных горах Кокентауского массива находится некрополь эпохи бронзы. Захоронения подтвердили свою высокую древность: над землей выступали верхние края каменных плит могильных ящиков с прахом людей, творцов андронийской культуры.
Каменные основания древних построек, вертикально установленные массивные камни и могильные курганы остаются вечными памятниками предкам. К северу от трёхглавой горы в скальных вершинах находится несколько гротов, образовавшихся в результате разрушения гранитной породы.
В 7 из них древние жители Кокен-Тау рисовали петроглифы, степень сохранности которых обусловлена не только временем их появления, но и защищенным от воздействия природных факторов местом. На камнях первого из найденных гротов можно увидеть выцветшие, на местах трудно различимые изображения божеств или духов в виде схематически нарисованных фигур людей, стоящих в ряд, парами или по отдельности; силуэт жертвенного коня; прямоугольники и некоторые нечёткие формы.
Однажды пытались обновить изображения двух антропоморфных существ - это видно на нанесённом слое минеральной краски поверх прежних линий, образующих фигуры. Имеется рисунок лося, отличающийся тёмно-лиловым цветом от других петроглифов.
Возможно, это изображение созвездия Большой Медведицы, четырёх ярких звёзд, образующих трапецию, представляло коренное население Сибири в виде ноги огромного лося, вечно бегающего по небу. В этнографической литературе, посвящённой культуре коренных народов Сибири, встречаются сообщения о том, что одним из духов, связанных с матерью-шаманкой, выступает животное, которое нередко выступает в образе лося.
До сих пор неясно значение контурного рисунка, напоминающего раскрытый почтовый конверт.
Возможно такое схематическое изображение жилого или ритуального сооружения в виде шатра. Характер рисунков, есть все основания предполагать, что площадка, расположенная на дне грота в далёком прошлом, представляла собой особое место для совершения обрядов и шаманских выступлений.
Здесь, внизу, у разожжённого костра, в кругу родственников он преподносил разным божествам и духам покровителям посвященных им лошадей или других животных, вызванных с помощью бубна или другого инструмента скрытых помощников, отсюда его душа проделала нелёгкий путь в мифические районы: на разные уровни неба или в подземное царство.
Следует отметить, что на северо-западном берегу озера Жасыбай схематические фигуры людей, похожие на выполненные красной охрой, сохранившиеся в первом гроте Кокентау, были найдены в Павлодарской области под скальным пологом.
Есть предположение, что появление таких рисунков связано с развитием в эпоху неолита шаманского культа (см.ссылку).
Со временем небольшие галереи наскальных рисунков были заменены переносным набором рисунков, размещённых на коже, натянутой на ободке шаманского бубна. Старые композиции были преобразованы в схему триединства, отражающую небесный, средний и нижний миры, в которых могла перемещаться душа во время шаманского ритуала.
Среди рисунков, нанесённых на кожу бубнов сибирскими шаманами, нередко встречаются антропоморфные фигуры, стоящие в ряд, сакральным числом семь (7), иногда девять (9).
Инфо: silkadv.com
Инфо по теме шаманизма: «Шаманизм.Архаические техники экстаза» (М.Эллиаде)
«»