Расположение на карте

Координаты: Широта 43.806690 — Долгота 75.538920


Фотографии

Петроглифы Тамгалы

Дата публикации: 22.10.2020 Просмотров: 38


Категория: Каменная резьба


Страна: Казахстан


Описание:

Петроглифы Тамгалы (Тамбалы)

Крупнейшее изученная коллекция петроглифов Казахстана находится в урочище Тамгалы, в 170 км к северо-западу от города Алматы в юго-восточной части невысоких Чу-Илийских гор, протянувшихся с юга на север от гор Заилийского Алатау до озера Балхаш, в горном массиве Арнахай. 

Петроглифы датируются периодом от XIV в. до н.э. VI-VIII вв. Петроглифы находятся на большой территории размером 3х10 километров. Но наиболее значительная их часть сконцентрирована на участке примерно 250х500 метров, здесь около 2'000 петроглифов, а всего в Тамгалы насчитываются до 5'000 рисунков.

Тамгалы, пожалуй, наиболее известный центр из 50 участков (центров) наскальных рисунков Семиречья, территории бассейна Балхаша.

В комплекс памятника входят могильники, петроглифы, культовые места, которые создают единую сакральную территорию, использовавшуюся людьми в течение более двух тысяч лет. Здесь находилось святилище, проходили ритуальные церемонии, обряды и тп.

 «Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы» включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 году. 

Открыты петроглифы были в 1957 археологической экспедицией Казахстанской академии наук под руководством Анны Максимовой. В 1982 году были найдены могильники. Учёные считают, что в эпоху бронзы здесь жили племена 'андроновской культуры'. В своё время эти племена распространились по всей центральной части Евразии.

Вместе с тем, некоторые учёные высказывают предположение, что здесь был зороастрийский храм. Основана эта гипотеза на том, что живущие здесь племена происходили от индо-иранцев. 

К сожалению, время не щадит петроглифы. Камни, на которых они созданы, с течением времени разрушаются, раскалываются плиты, осыпаются гладкие поверхности. Но сейчас предпринимаются усилия по сохранению бесценного памятника и происходят работы по восстановлению каменной картинной галереи. 

Галерея петроглифов очень напоминает привычную нам картинную галерею, с той лишь разницей, что первые авторы относятся ко второму тысячелетию до н.э. Точно так же, как и в современных музеях, посетители постепенно переходят из зала в зал. Но если в музеях последовательность и расположение картин определяются художественными критериями, то последовательность и расположение картин каменной галереи Тамгалы определялись сакральными причинами.
При этом самое непосредственное участие в восприятии рисунков принимает природа – всё происходит среди невысоких гор в степи под огромным голубым небом, воздух пропитан непередаваемым запахом степных трав, среди которых очень явно слышится горьковатый запах степной полыни.  

Наиболее важным является период середины 2го тысячелетия до н.э., к которому относятся наиболее уникальные композиции и образы, прежде всего образы Солнцеголовых божеств.  

В целом тематика рисунков очень разнообразна: люди, животные, всадники, сцены охоты людей, сцены охоты хищных животных, сены из жизни людей, ритуальные пляски, Солнцеголовые божества… 

Конечно, фотографии не покрывают даже малой части петроглифов урочища Тамгалы, но всё же дают хотя бы некоторое представление о них.   

В описании петроглифов Тамгалы на сайте ЮНЕСКО говорится: «Наскальные рисунки изобилуют самыми разными сюжетами. Это, к примеру, изображения божественных солнцеголовых существ, или же фигуры мужчин с хвостами (очевидно, это ряженые в шкуры животных жрецы), это воины, вооружённые палицами, брачные пары, роженицы. Это «пляшущие человечки», всадники на лошадях, и целые многофигурные композиции с изображением множества людей и животных, сцены охоты и сцены жертвоприношений. Есть изображение колесницы, запряжённой быками. Весьма многочисленны солярные знаки – изображения солнца, особо почитаемого у древних племён. Среди животных наиболее часто встречаются лошади и архары (дикие горные бараны) – обладатели мощных загнутых назад рогов. Однако присутствуют и иные представители животного мира, включая даже вымерших, ныне в этих краях уже не встречающихся ».

Древние мастера очень искусно использовали материал и расположение каменных полотен-плоскостей, точно оценивая их ориентировку относительно сторон света и, прежде всего, относительно Солнца. При дневном движении Солнца в зависимости от времени суток и угла падения солнечных лучей разные рисунки выделяются в разное время. Места для петроглифов – места каменных полотен - выбирались специальным образом так, чтобы с одного места можно было видеть несколько рисунков и групп рисунков. В долине урочища есть несколько мест, откуда скалы с рисунками видны одновременно целыми группами, объединяясь в сложные композиции. Такие площадки находятся в нескольких десятках метров от рисунков, но рисунки, тем не менее, видны хорошо.  

Кроме того, здесь очень хорошая акустика, негромкий разговор слышен метров за 100. Это свойство местности, без сомнения, тоже использовалось в сакральных обрядах. 

Особое место занимает Храм Солнца, храм под открытым небом. Здесь есть «алтарь» с рисунками Солнцеголовых божеств и ритуальных обрядов, ровная площадка на склоне горы для служения, места для участников в красивой небольшой долине, окружённой склонами небольших гор с композициями каменных рисунков.

 

 

 



Соседние обьекты


Наверх