Расположение на карте

Координаты: Широта 47.810297 — Долгота 81.277670


Фотографии

Петроглифы Тарбагатай

Дата публикации: 08.02.2021 Просмотров: 77


Категория: Каменная резьба


Страна: Казахстан


Дополнительная информация:
местоположение неточное! обобщающая карточка - включает большой район расположения памятников


Описание:

Петроглифы Тарбагатая

На территории Восточного Казахстана на сегодняшний день выявлено множество памятников наскального искусства, кроме того, от года к году появляются новые и интересные данные по древнему искусству.
Огромное количество материалов, выявленных в последние годы, большей частью не систематизировано, не проведен анализ характерных признаков и особенностей памятников древнего искусства, все эти аспекты тормозят процесс выхода на новый уровень историко-культурных реконструкций в археологии рассматриваемого региона.
Первые сведения о наскальных рисунках Восточного Казахстана были опубликованы Спасским Г.И. (начало XIX века), который описал рисунки в Верховьях Иртыша и на левом берегу реки Смолянки, в месте её впадения в Иртыш.
Несколько статей петроглифам Жетысу и Восточного Казахстана посвятил специалист по языкознанию А.С. Аманжолов, который рассматривал их с позиции происхождения пиктографической письменности.
Несмотря на дискуссионность некоторых положений, выдвинутых им, сама идея анализа петроглифического материала под таким углом заслуживает определенного внимания, поскольку налицо их функциональная близость т.е. способность хранить, аккумулировать и передавать накопленную обществом информацию во времени и пространстве.
Рисунки представляют собой многочисленные геометрические знаки в виде антропоморфных фигур, жилищ с полукруглыми крышами, четырехугольников и других символов.

Можно предположить, что в основе оленных камней лежит образ не просто вооруженного воина, а воина, наделенного функциями шамана или жреца. В этом смысле оформление оленных камней сопоставимо со сложными по своей символике и семантике костюмами сибирского шаманства.
В основе символики шаманского костюма лежит образ «светлых» зверей и птиц, духов-помощников и покровителей шамана. Таким образом, синкретический рисунок оленя на оленных камнях следует рассматривать не просто как декор костюма или татуировку, а как воспроизведение главных духов-помощников, покровителей шамана, способных принимать орнитоморфный облик во время полета в верхний мир.
Наличие изображений солярных символов, зеркал, предметов вооружения тоже не противоречит трактовке оленных камней как костюма шамана или жреца, совмещающего воинские функции. Если находки изображений оленей с клювовидными мордами в Восточном Казахстане – регионе, расположенном близко к основному ареалу этих памятников, закономерны, то каратауские и аксу-жабаглинские оленные изображения указывают на более южное направление в продвижении каких-то этнических групп-носителей данной изобразительной традиции, из глубин центрально-азиатских степей в начале І тыс. до н.э.

В эпоху раннего железа образ благородного оленя был своего рода эмблемой скифо-сакского мобильного общества и связан с культом солнца, предков, мифологическими преставлениями о мировом древе и т.д., которые тесно переплетались с другими элементами мировосприятия.

В этой связи ещё раз вернёмся к изображениям оленей на «цыпочках» на бухтарминском зеркале, которые являются эталонными как для анализа стиля, так и для хронологической атрибуции серии раннесакских изобразительных памятников и интерпретации их семантики.
Зеркало, следовательно, сами изображения оленей датируются – VIIІ - VII в.в. до н.э. имеют прямые аналогии среди памятников аржано-майемерского типа, в том числе в петроглифах, на оленных камнях и т.д.
Результаты полевых исследований этого года показали, что территория Восточного Казахстана в древнем и средневековом периоде была ареной сложных межэтнических и межкультурных связей. На это указывают некоторые особенности в материальной и духовной культуре, также в распространении схожих изобразительных традиции которые говорят о связях племён данного региона, помимо, собственно, Восточного Казахстана, с древними насельниками Алтая, Тувы, Центрального и Северного Казахстана, Семиречья.
Вместе с тем некоторые особенности в изобразительном контексте показывают своеобразие в культурном развитии древнего населения названного региона.

 

Инфо:
silkadv.com
express-k.kz

 



Соседние обьекты


Наверх